Ф.О.Р.С.
О фильме • Сюжет • Изнутри • Просмотр

О творчестве

Персонажи

За кадром

Сцена допроса

Музыка

Финальная битва

Световые мечи

Отсылки

Ф.О.Р.С. Создание световых мечей

Авторы: Екатерина Симоненко, Матвей Спиридонов
инженеры компьютерных специальных эффектов


Очень часто в интернете люди спрашивают, каким образом можно «в домашних условиях» наложить на видео эффект светящегося меча, как в «Звёздных Войнах». Мы специально создали эту подробную инструкцию на русском языке, чтобы помочь всем создателям фан-фильмов по «ЗВ» сделать в своих проектах мечи отличного качества.

Мы делаем эффект свечения меча в программе Adobe After Effects. Именно она и рассматривается в этой инструкции. Иллюстрации сделаны в версии Adobe After Effects CS4, но найти нужные элементы управления не составит труда и в более новых версиях (они расположены на тех же местах и поменяться могут незначительно). В основе нашей технологии лежит метод Райана Веббера (фан-фильмы «Ryan vs. Dorkman», «Ryan vs. Dorkman 2», «Ryan vs. Brandon» и др.). По этой технологии создавались мечи в отечественных фан-фильмах «Холод», «SvN» и, конечно, «Ф.О.Р.С. 3.0».

Наше руководство предполагает использование двух отдельных файлов проектов Adobe After Effects: один для так называемых масок, а другой — для эффекта свечения. Это не самый оптимальный подход, но он гораздо проще в освоении для новичков. Метод, позволяющий обходиться одним файлом, также рассмотрен здесь, сразу после описания основного метода.

В этом руководстве не рассматриваются вопросы съёмок сражений на мечах. Однако, заметим, что для получения качественного результата во время съёмки вам необходимо выставить максимально возможную выдержку на своей камере. Если вы снимаете видео в автоматическом режиме, не устанавливайте программный сюжет «спорт» для съёмок сражения, т.к. в этом режиме камера будет стремиться выбрать маленькие значения выдержки.

Маски и ротоскопинг

Итак, начинаем! Запускаем Adobe After Effects, создаётся новый пустой проект.

1. В меню File – Import – File выбираем видеофайл, который необходимо обработать (в нашем примере это 8107.avi).

2. Перетаскиваем файл с видео на нижнюю панель.

 

3. Нажимаем на кнопку Expand or Collapse... (вторая снизу).

 

4. В меню Layer – New – Solid вводим название для слоя, на котором будет находиться эффект одного из мечей (допустим, «obi»); цвет слоя (Color), независимо от будущего цвета меча, устанавливаем белый. Нажимаем OK. Экран зальется белым цветом и в списке слоёв на панели снизу появится новый слой.

 

5. Ставим значок замка напротив слоя с видео.

 

6. Нажимаем на значок глаза у слоя «obi» (на иллюстрации он уже нажат, в результате чего белая заливка исчезла и появилась картинка из видео).

 
Это удобно: можно перемещать картинку, нажав на колёсико мышки.

7. Ещё раз нажимаем на слой «obi» в списке слоёв, чтобы убедиться, что вы находитесь именно на нем.

9. Нажимаем на инструмент Pen Tool и начинаем обводить меч на первом кадре видео. Ставим 4 точки у основания меча. У кончика обычно нужно 5 точек.

 

10. Чтобы передвинуть уже созданные точки, нужно использовать инструмент Selection Tool.

 

11. Очень важно! Когда на первом кадре меч будет обведён, раскрываем наш слой «obi» – Masks – Mask1 и нажимаем на значок часов напротив Mask Path. Это включит анимацию маски, изображающей меч. Очень важно сделать это именно на нулевом кадре!

 
Обратите внимание: пропуск этого шага ведёт к тому, что, двигая точки на следующем кадре, вы будете терять свою работу на предыдущем, и никакую анимацию сделать не получится.

12. Теперь, переключая кадры с помощью значков вперёд и назад (либо с помощью кнопок на клавиатуре Page Up и Page Down), в каждом кадре до самого конца видео переставляем уже имеющиеся точки согласно движению меча с помощью инструмента Selection Tool.

 

Если в кадре меч что-то закрывает сверху или снизу, обводим имеющимися точками только ту часть меча, которая видна. Добавлять новые точки в уже созданную маску, чтобы обвести что-то сложное, не следует: это может вызвать неприятные проблемы на уже отрисованных кадрах. Вместо этого в таких случаях лучше или грубо обвести препятствие, либо не обводить его вовсе, нарисовав меч поверх него — чуть ниже мы рассмотрим, как скрыть часть спецэффекта любой конфигурации.

Процесс обрисовывания отснятого на видео материала называется ротоскопинг.

13. Для того, чтобы мечи выглядели лучше, нужно закруглить некоторые их края:

 

Удобнее всего проводить операцию по скруглению уже после отрисовки всей анимации. Нам понадобится инструмент Convert Vertex Tool. Чтобы добраться до него, сначала зажимаем Pen Tool, после чего появится маленькое окно с выбором инструментов — необходимо выбрать последний, Convert Vertex Tool. Нажимаем на все точки, в которых нужно сделать закругление.

 

При этом программа сама попытается сделать правильное скругление. Разумеется, у неё это выходит не всегда правильно. Для изменения изгиба линии вам нужно перемещать точки на концах «усиков»:

 

14. После того, как все маски для меча первого персонажа отрисованы, создадим новый слой для меча второго персонажа: Layer – New – Solid – название (допустим, «palych»); установим Color – белый. Нажимаем OK.

15. Ставим замок на старый слой «obi», чтобы с ним ничего не случилось.

 

16. Нажимаем на значок глаза у слоя «palych» (на иллюстрации он уже нажат, появилась картинка из видео)

 

17. Повторяем шаги с 7 по 12 на новом слое.

18. После того, как все мечи отрисованы, сохраняем проект: File – Save – (называем так же, как называется видео, с добавлением суффикса «-masks») «8107-masks». Нажимаем OK.

Мы используем метод двух файлов — в одном хранятся маски, в другом те-же маски, но с эффектом свечения. Это не очень удобно, но для тех, кому After Effects в новинку, будет проще делать именно так. Причина в том, что, после того, как мы добавим к мечам эффект свечения, потребуется много действий, чтобы вернуться к редактированию масок в случае обнаружения какой-то ошибки.

Добавление свечения

19. Теперь добавим нашим мечам свечение. Сделаем его на примере слоя «obi». Сначала необходимо убедиться, что мы находимся именно на нём (просто нажмите левой кнопкой мыши на названии слоя в списке слоёв).

20. Нажимаем на замок на слое «obi», нажимаем на значок глаза (теперь вы сможете видеть маску).

 

21. В меню Effect – Blur and Sharpen – Gaussian Blur – Blurness выставляем значение от 2 до 10 (нужное значение подбирается «на глаз» индивидуально к каждому видео).

 

22. Выбрав слой «obi» нажимаем комбинацию клавиш Ctrl + D три раза (в итоге будет 4 слоя Оби).

 

23. Переходим на следующий, второй слой «obi», и увеличиваем размер Blurness (от 5 до 20, в зависимости от ситуации).

24. Переходим на следующий, третий слой «obi», и устанавливаем размер Blurness в два раза больше, чем на предыдущем слое в шаге 23. Например, если на втором слое вы поставили 15, то на третьем ставьте 30.

25. Переходим на следующий, четвертый слой «obi», и снова устанавливаем размер Blurness ещё в два раза больше, чем на предыдущем слое в шаге 24. Например, если на третьем слое вы поставили 30, то на четвертом ставьте 60.

26. В меню Layer – New – Solid – Color выбираем чёрный цвет (следите, чтобы цвет был именно чёрный: если всё выбрано верно, то слой автоматически получит название «Black Solid 1»).

 

27. Перетащите этот чёрный слой на предпоследнюю позицию (последним должен быть слой с видео, в нашем случае «8107.avi») — появится свечение меча.

 

28. Выделяем чёрный слой, зажимаем Shift, выделяем первый слой «obi», нажав на нём левой кнопкой мыши. В итоге у нас должно быть выделено пять слоёв, включая чёрный, как показано на иллюстрации.

 

В меню Layer — Pre-Compose вписываем название «obi». Нажимаем ОК. В итоге у нас получится новая пре-композиция.

 

29. Нажимаем на пункт Normal (он расположен правее названия слоя) и меняем его на Screen. После этого действия станет видна картинка из видео.

 

30. Ещё раз выбираем слой «obi». В меню Effect – Color Correction – Color Balance устанавливаем цвет меча.

 

Например, для синего меча Об-Ивана подходят такие значения:
Hillight Blue Balance – 100
Midtone Blue Balance – 10-50 (подбирается в каждом конкретном случае)
Shadow Blue Balance – 10-30 (подбирается в каждом конкретном случае).

31. Один меч готов! Остаётся проделать всё то же самое со вторым.

32. Когда оба меча готовы, можно сохранить файл. Выбираем меню File – Save As, называем файл так же, как называется видео, дописав суффикс «glow»: «8107-glow». Нажимаем «OK».


Скрытие фрагментов меча

Если меч в кадре перекрывает какой-нибудь объект (рука, голова, элементы окружения), необходимо скрыть эффект меча в этом месте. Для этого:

1. Выделяем слой с мечом, который перекрывает объект.

2. Рисуем маску меча полностью (так, будто бы мешающего объекта не существует).

 

3. Выбираем Pen Tool и начинаем рисовать ещё одну маску, которая обрисовывает перекрывающий меч объект.

 

4. Раскрываем слой — Masks — и замечаем, что у нас появилось две маски, «Mask1» и «Mask2». Вторую маску мы будем называть «выбраковочной маской».

 

5. Переименовываем для удобства маски: первую назовём «меч», вторую — по имени объекта, который она обрисовывает. Переименование делается кликом правой кнопкой мыши на названии маски, затем, во всплывающем меню — Rename.

 

6. Меняем параметр у маски для перекрывающего объекта со значения Add на Subtraсt. После этого раскрываем маску и включаем для неё анимацию путём нажатия на «часы», Mask Path.

 

7. Вернувшись на один кадр назад (до того, как препятствие впервые перекрыло меч), перемещаем нашу маску за пределы экрана.

 

8. Корректируем маску перекрывающего объекта в последующих кадрах так же, как мы меняли маску у самих мечей. Когда объект перестанет перекрывать меч, маску необходимо снова вынести за пределы видимой зоны кадра.


Работа с одним проектом

Мы использовали два разных проекта для масок и для эффекта свечения, поскольку так проще освоить программу. Однако существует метод, позволяющий обходиться всего одним файлом.

Эффект свечения можно добавить прямо в том же проекте, в котором вы отрисовывали маски. Но как тогда вернуться к редактированию масок, если это потребуется?

1. Нажмём два раза левой кнопкой мышки по предкомпозиции. Допустим, это будет «palych».

 

2. Перейдём во вкладку Project.

 

3. Поставим видеофайл над чёрным слоем.

 

4. Теперь удалим все слои «palych», кроме самого первого. Для этого нужно просто выделить слой и нажать на клавиатуре кнопку Delete или Backspace.

5. Выделим оставшийся слой «palych» и уберём значок глаза напротив названия слоя. Теперь можно снова перемещать точки маски как обычно.

 

6. Закончив редактирование, поставим значок глаза напротив слоя «palych», не забыв убрать тот же значок напротив слоя с видео.

 

7. Теперь выделяем слой «palych» и нажимаем Ctrl + D три раза.

 

8. Выделим второй слой «palych» и перейдём во вкладку Effects Controls.

 

9. Вновь поставим нужные значения параметра Blurriness для каждого слоя.

 

10. Теперь можно вернуться в основною композицию. В нашем случае она имеет имя «8107».

 

Общие примечания:

1. Сохраняйтесь чаще! ;-) И делайте резервные копии всей своей работы каждый день.

2. Чтобы посмотреть, как отрисовался фрагмент, надо нажать на кнопку Play (сначала видео будет воспроизводиться в замедленном виде, но потом будет просматриваться как отрендеренное).

 

3. При создании маски важно учитывать, что к ней будет применено размытие (например, если кончик меча начинается прямо у головы персонажа, важно учесть, что размытие заденет волосы, что будет смотреться некрасиво, поэтому маску слишком близко с головой и одеждой персонажей лучше не рисовать).

 

4. Нет чётко определенного количества точек для отрисовки острия меча – не обязательно всё время делать только четыре точки. В некоторых фрагментах, где присутствует так называемый «веер», на кончике меча может понадобиться больше, чем 4 или даже 5 точек. Чтобы добавить точек, нажмите на Pen Tool и добавьте необходимое количество точек. Убрать лишние точки можно тем же инструментом (поднеся указатель мыши к существующей точке, вы увидите рядом с инструментом маленький значок минуса. Это означает, что если вы нажмете левую кнопку мыши, то точка исчезнет).

5. На некоторых кадрах может получится так, что меч персонажа искривился и идет дугой. Разумеется, обрисовывать маску нужно все равно прямо, т.к. световой меч не может быть кривым. Для ровной отрисовки можно приложить к экрану линейку или карандаш.

6. Если из-за высокой скорости фехтования на одном или даже нескольких кадрах меча не видно вообще, нужно представить, в каком месте он должен находиться. Для этого можно посмотреть предыдущие и следующие кадры, чтобы оценить скорость и направление движения меча.

7. Важно следить, чтобы «выбраковочная маска», находящаяся за пределами видео на кадрах, где она не нужна, не сползала обратно на видео. Для этого достаточно слегка подвигать её на тех кадрах, где она находится за пределами видимой области (из тёмно-желтой она станет светло-желтой, отчего перестанет двигаться).

8. Если проект не доделан и вы возвращаетесь его дорисовывать, то открывать его надо через меню File – Open Project.

Сделано в SMX Studios в 2011 году.